Башкирский кооперативный институт Филиалы
Размер:
A A A
Цвет:
C C C
Изображения: Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Основные тренды в мировой торговле

Основные тренды в мировой торговле


11.04.2024

Главными тенденциями, которые будут определять мировую торговлю в ближайшие годы являются: смена главных поставщиков на международном рынке, усложнение морских перевозок и деградация системы правил глобальной торговли.

В значительных изменениях в мировой торговле в 2022-2024 годах выделяются следующие тренды: накопление дисбалансов; динамичные изменения в структуре поставщиков на крупнейших рынках; трансформация товарной структуры торговли; давление на сложившиеся маршруты торговли; изменение правил торговли. Это позволяет говорить о том, что в ближайшие годы мир очень сильно поменяется, и в этом изменении есть масса возможностей для нас как страны, как поставщиков на мировые рынки. Но в то же время - и огромное количество рисков.

Накопление дисбалансов выражается в том, что если в 2013 году дефицит баланса мировой торговли ключевых стран не превышал 2% от их совокупного экспорта, то сейчас этот показатель приблизился к 9%. Это связано с тем, что экспорт развитых стран замедляется, а импорт, напротив, ускоряется. Для последних лет характерно очень сильное увеличение в доле мирового экспорта Китая, также активно развивается экспорт в ряде стран Азиатско-Тихоокеанского региона, некоторых мусульманских странах. Западные страны, в частности США, Великобритания, государства Евросоюза, а также Япония и Южная Корея, напротив, снижают долю в мировом экспорте. Абсолютные значения экспорта могут и расти, но это происходит гораздо медленнее, чем среднемировые темпы роста экспорта.

С точки зрения импорта ситуация обратная: стремительнее всего импорт растет в западных странах (США, ЕС), а также в ряде стран глобального Юга, в которых увеличиваются темпы роста ВВП и населения.

В «незападном» мире с точки зрения экспорта сейчас происходят «революционные» изменения: в топ поставщиков за прошедшие пять лет вошли страны, которые раньше были во второй двадцатке -  ОАЭ, Саудовская Аравия, Россия, Индия.

Давление на логистические маршруты главным образом обусловлено проблемами в Суэцком канале и Красном море, где из-за атак хуситов стоимость фрахта серьезно выросла. Кроме того, в Панамском канале из-за засухи может снижаться пропускная способность, что грозит перебоями с поставками товаров. В морях Юго-Восточной Азии возросло число случаев пиратства. Все это говорит о том, что торговые маршруты будут испытывать определенное давление, будут расти стоимость морских перевозок и связанные с этим риски.

Красное море - кратчайший путь из Азии в Европу, через регион проходит более 10% мировой торговли. Альтернативные маршруты в обход Африки существенно увеличивают сроки доставки.

Также можно говорить об интенсификации «торговых» войн. Примером может служить информация о намерении США бороться с китайским демпингом при торговле электромобилями, солнечными и литий-ионными батареями и другими товарами.

Сложившаяся архитектура правил мировой торговли разрушается: прекращение работы апелляционного суда ВТО с 2019 года, введение односторонних санкций США в отношении России и Китая. При этом региональные торговые объединения, напротив, развиваются, в частности ЕАЭС, Транстихоокеанское партнерство, БРИКС.

Эксперт: Мухамедьянова А.Ф., к.э.н., доцент кафедры Экономики и предпринимательства Башкирского кооперативного института.

Возврат к списку