Башкирский кооперативный институт Филиалы
Размер:
A A A
Цвет:
C C C
Изображения: Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ЛЕСОВ И ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ЛЕСОВ И ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


05.04.2024

Российская Федерация с давних времен считается первой лесной державой в мире. Наше государство характеризуется богатым биоразнообразием и природными экосистемами в лесах. Это один из самых экологически значимых и биологически разнообразных ландшафтов мира с естественными экосистемами, включающими несколько типов лесов. Некоторые охраняемые территории, например, «Девственные леса Коми» имеют правовой статус особо охраняемых природных территорий, где располагается первичный массив бореальных лесов северной тайги. Фактически, леса Российской Федерации сталкиваются со множеством прямых угроз своему биоразнообразию, связанных с антропогенным поведением и отношением к окружающей среде. Продолжающийся рост экономического развития означает, что многие из этих угроз усилятся, что приведет к деградации лесов и ущербу лесам в результате развития промышленной инфраструктуры; учащению случаев незаконного использования лесных ресурсов; повышенному радиоактивному или химическому загрязнению. Леса, являясь разновидностью природных ресурсов, представляются особым объектом правового регулирования, а их правовой статус качественно отличается от правового статуса объектов, созданных человеком, и характеризуется особым правовым режимом вне зависимости от того выступают ли они в качестве объекта права собственности, использования или охраны. Следует отметить, что роль лесного фонда в экономике регионов достаточно обширна и многогранна. По разным подсчетам, до 50% экономики регионов Российской Федерации составляет лесная промышленная продукция. Леса, являясь «легкими» планеты, представляют собой уникальную биосистему, сочетая в себе как элементы растительного, так и животного мира. Трудно переоценить значение леса в качестве очищающего фактора, поддерживающего чистоту атмосферного воздуха, баланса чистоты окружающей среды в целом. Леса являются одним из важных элементов окружающей среды, разновидностью природных ресурсов.

Правовое регулирование мер охраны лесов осуществляется в действующем российском законодательстве на основе Федерального закона «Об охране окружающей среды», Лесного кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О пожарной безопасности» и других нормативно-правовых актов. Следует отметить, что законные акты, содержащие правовые нормы по охране лесов принимаются не только на федеральном, но и на региональном уровне. Так, в Республике Башкортостан был принят Закон «О регулировании лесных отношений в Республике Башкортостан», а также ряд подзаконных актов органов государственной власти в области охраны лесов:

1) Постановление Правительства Республики Башкортостан от 13.11.2018 № 535 «Об утверждении Стратегии развития лесопромышленного комплекса Республики Башкортостан на срок до 2030 года»;

2) Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 19.05.2006 № 463-р «О мерах по охране лесов от пожаров»;

3) Приказ Минлесхоза Республики Башкортостан от 02.03.2009 № 61-ОД «О мерах по улучшению охраны лесов от незаконных рубок» и другие.

Правовой механизм охраны лесов представляет собой сложное и неоднородное правовое явление. Это обусловлено, тем, что оно проявляется в различных правовых формах, сочетающих в себе элементы экономического (платежи за лесопользование, финансирование охраны лесов, экологические сборы, налоги и др.) и административного реагирования. Вопросами правовой охраны лесов занимались многие видные юристы-экологи: М. М. Бринчук, С. А. Боголюбов, Н. Г. Жаворонкова и другие.

Следует отметить также работы О. С. Колбасова и В. Ю. Арзамасова, посвященные вопросам правовой охраны лесов. Правовые меры охраны лесов широко используются в российской природоохранной практике. Длительный период времени состояние правового регулирования лесов не позволяло в полной мере реализовать их потенциал.

Многие правовые требования были сформулированы в самом общем виде и по большей части они устанавливались не на уровне закона, а в подзаконных актах. Как следствие, правовые меры охраны лесов, призванные создать условия к внедрению наилучших технологий производственного процесса, уменьшению и предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, производству экологически безопасной продукции, выполнению экологических требований, установленных в законодательстве, не использовались эффективно.

К сожалению, не все лесопользователи ответственно подходят к своим обязанностям и нередко допускают нарушения действующего законодательства. Участниками деятельности государства по охране лесов и в сфере лесопользования, в том числе в контрольно-надзорной деятельности являются не только юридические лица, но и граждане. Виды контроля и надзора в сфере лесопользования так или иначе связаны с обеспечением соблюдения обязательных требований и направлены на защиту тех охраняемым законом ценностей, которые значимы для граждан. Интерес населения и общества заключается в том, чтобы обеспечить безопасность охраняемым законом ценностей. Учитывая, что отношения по охране лесов преимущественно регулируются при помощи императивного (властного) метода правового регулирования, к субъектам правовой охраны лесов относятся не только граждане и организации, но и органы публичной власти, в том числе правоохранительные.

К числу правоохранительных органов, участвующих в отношениях по охране лесов, с учетом компетенций и осуществляемых полномочий относят Министерство внутренних дел, Федеральную службу безопасности, Прокуратуру Российской Федерации и другие.

Роль органов природоохранной прокуратуры в лесных правоотношениях заключается в осуществлении надзора за точным и единообразным применением лесного законодательства всеми их участниками. Правоохранительными и контролирующими органами проводится определенная работа по декриминализации лесной сферы. Органами прокуратуры выявляются нарушения, связанные с ненадлежащей организацией лесоустроительных работ, нарушением порядка предоставления лесных участков в аренду, а также неэффективным взысканием задолженности по арендным платежам за их пользование.

Раскрытие и расследование отдельных видов преступлений в сфере лесопромышленного комплекса осуществляют территориальные отделы Министерства внутренних дел (полиции) по муниципальным районам субъектов Российской Федерации. При выработке мер правовой охраны лесов используется анализ данных органов Федеральной налоговой службы о практике принятия решений о возмещении из бюджета сумм налога на добавленную стоимость в связи осуществлением сделок по реализации лесной продукции.

Лесонарушения выявляются также в процессе проведения мониторинга Роскосмоса. Факты незаконной рубки лесных насаждений систематически выявляются в ходе космического мониторинга территории России. Указанные сведения поступают в муниципальные территориальные отделы федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерств лесного хозяйства субъектов Российской Федерации, где по результатам проведенной проверки устанавливается факт рубки лесных насаждений без правоустанавливающих документов. Впоследствии, материалы проверки передаются в территориальные отделы МВД РФ. Система правоохранительных органов России в сфере природопользования все чаще вовлекает в сотрудничество более широкие группы заинтересованных сторон, таких как межправительственные органы и неправительственные организации, являясь при этом координатором совместных мероприятий в сфере охраны лесов.

Субъекты лесных правоотношений, вне зависимости от формы собственности и вида деятельности, должны понимать приоритет сохранения лесов и их рационального использования, но также и предпринимать действия по их преумножению. Действующее экологическое законодательство Российской Федерации предусматривает экологические требования, касающиеся охраны и воспроизводства лесов для всех субъектов природопользования, собственников земельных участков и лесопользователей, например, существующие ограничения в части рубок лесных насаждений.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что к субъектам правовой охраны лесов в Российской федерации относят участников общественных отношений, урегулированных нормами природоохранного законодательства, наделенных эколого-правовой ответственностью, а также обладающих определенным правовым статусом в сфере лесопользования, выполняющим задачи и компетенции в области охраны лесов.

Проблемы охраны лесов затрагивают всю планету. В Российской Федерации, как и во всем мире, обычные люди совершают экологические преступления в сфере лесопользования, не задумываясь о своем поведении и его последствиях, в целях удовлетворения личного интереса или достижения коммерческой выгоды. Рост производства, экономическое развитие и погоня за прибылью лежат в основе причинения вреда окружающей среде.

Экологический ущерб от лесонарушений обычно сопровождается быстрой индустриализацией в развивающихся странах. Категории лесонарушений, относящиеся к экологическим правонарушениям условно можно поделить на преступления и проступки. Несанкционированные действия или бездействия, которые противоречат закону и, следовательно, подлежат уголовному преследованию и уголовным санкциям; преступления, связанные с трансграничным перемещением и транспортировкой лесных ресурсов; преступления, связанные с загрязнением леса (химическим, радиоактивным); преступления против дикой природы (включая незаконную торговлю дикими лесными животными, а также редких исчезающих видов лесных растений. Загрязнение лесов, незаконный оборот элементов лесной дикой природы (включая находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений), вырубка лесов, захоронение промышленных и бытовых отходов в лесах — это широко распространенные и хорошо известные экологические правонарушения.

Влияние деградации окружающей среды, нарушений порядка лесопользования и охраны лесов на жизнь людей очевидны. Загрязнение окружающей среды становится серьезной проблемой для устойчивого развития общества и государства. Совершение лесонарушений является основанием для привлечения виновных лиц к административной и уголовной ответственности. При этом применение иных видов юридической ответственности (гражданской и дисциплинарной) за совершение лесонарушений не исключается. Одной из особенностей административной ответственности является то, что ее субъектом выступают не только физические, но и юридические лица.

Экологические преступления в сфере лесопользования и причиненного вреда также могут быть квалифицированы по законодательству Российской Федерации в зависимости от объекта посягательства. Изменяющиеся формы браконьерства и преступлений против дикой природы, лесопользования, вызывают вырождение лесных земель и истощение лесных ресурсов. Браконьерство приносит огромный доход правонарушителям, особенно при работе с редкими видами лесных животных и растений.

В Российской Федерации, как и в других странах, экологическим правонарушениям в сфере лесопользования уделяется особое внимание ввиду срочности или важности их обнаружения, фиксации, расследования и профилактики. Нарушения экологического законодательства и подзаконных нормативных актов в области охраны окружающей среды могут иметь негативные для окружающей среды последствия, которые ощущаются сейчас или могут проявиться через много лет в будущем. Поиск ответа на этот вопрос приводит к пониманию того, что необходимо переоценить повседневную практику расследования лесонарушений, а также воздействия на окружающую среду как обычных граждан, так и работников, должностных лиц на предприятиях вне зависимости от организационно-правовой формы.

Положения экологического законодательства предусматривают ограничения рубок леса, которые не связаны с заготовкой древесины, но допускают некоторые виды рубок, связанных с воспроизводством леса, с сохранением леса либо в целях проведения мероприятий по борьбе с загрязнителями или вредителями лесных насаждений. Положениями действующего лесного законодательства предусмотрены санитарные рубки (санитарные рубки лесопосадок и лесных насаждений вдоль железнодорожных и автомобильных магистралей). Санитарные рубки лесных насаждений, разрешенные экологическим и лесным законодательством, осуществляются в целях улучшения состояния лесной растительности, ликвидации малоценных лесных насаждений.

Также положениями действующего экологического законодательства предусмотрены ограничения рубок леса в лесопарках, лесных зонах. Запрещаются рубки леса на территории государственного лесного фонда из категории реликтовых лесов, запрещенных для заготовки древесины.

Многими исследователями поднимался вопрос о прекращении деятельности лесопользователей, связанной с рубкой леса. В настоящих условиях ввести мораторий или полностью прекратить деятельность лесопользователей по рубке леса не представляется возможным.

Многими лесопользователями заключены договоры лесопользования на внешних рынках по поставкам нового леса на долгосрочной основе. Совершенствование лесного законодательства в части отказа от заготовки древесины, приостановление рубок может привести к причинению материального и имущественного ущерба интересам пользователей. Правовая реформа в области лесопользования в конечном итоге, должна привести к практическому отказу от заготовки древесины в целях защиты леса как экологического компонента окружающей среды.

Иксанов Радмир Аузагиевич,

старший преподаватель кафедры ГЕН

Башкирский кооперативный институт РУК, г. Уфа, Россия

Возврат к списку