Башкирский кооперативный институт Филиалы
Размер:
A A A
Цвет:
C C C
Изображения: Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Образование как фактор социальной мобильности в Башкирском кооперативном институте (филиале) РУК

Образование как фактор социальной мобильности в Башкирском кооперативном институте (филиале) РУК


15.09.2023

В течении последних трех лет в Башкирском кооперативном институте (филиал) Российского университета кооперации стало традиционным вовлечение студентов, обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения в научно-исследовательскую деятельность. Для ее организации в институте созданы самые благоприятные организационные и мировоззренческие основания. Остановимся только на результатах социологических исследований. Наиболее перспективной является изучение структуры и содержание стратификационной мобильности студентов. Последнее нами понимается как способность субъектов реализовываться во множестве социальных статусов и ролей. Важными для нас являются качественные показатели, а именно выявление отдельных социальных объединений по выделенному показателю.

Рассмотрим студентов очного отделения. Выявлены студенты, профессионально занимающиеся силовыми видами спорта, гендерное соотношение один к одному. Именно они первоначально задают образец дисциплинированности, выдержки обучения и демонстрации полученных компетенций. Они резко выделяются на фоне общей пассивной, вялой, нарочито медлительной массы студентов. Но по мере того, как часто они отвлекаются на спортивные мероприятия, мотивация снижается вплоть до нулевых значений. Сложно гармонично сочетать образование с спортивной доминантой и решения дилеммы отсутствует.

Вторая группа – приезжие студенты с районов республики. Они в отношении в образовательном дискурсе приближены к спортсменам. Но в отличии от них, они демонстрируют высокий уровень практического знания, организации вне учебной и хозяйственной деятельности. Они гордятся своим происхождением. Однако, им нужно большее количество усилий для освоения и тем, что могут на равных осваивать большие объемы учебного материала.

Следующую группу составляют студенты уже работающие, официально у работодателя в свободное от учебы время, как они объясняют «затруднительным» финансовым положением родителей или их законных представителей. Сделаем оговорку: так как мы проводим исследование в рамках юридической реальности, то работающие в теневой экономике нами не рассматриваются. Однако, они также представлены и наше отношение к ним ограничено сочувствующими морально-этическими конструктами.

Четвертая группа – наиболее многочисленные, выпускники 11 класса средних учебных заведений городов. Именно у значительной части из них развиты паразитические модели поведения. Некоторые из них продолжают активно играть и играться в компьютерные игровые симуляции до занятий и даже во время лекций, семинаров, лабораторных работ и внеучебных мероприятиях. При более глубоком знакомстве с этим феноменом, выяснилось, что все они полностью отдают отчет в пагубности пристрастия к псевдореальности, но постоянно успокаивают себя тезисом: «завтра начну новую жизнь». Школа, в силу сложившейся социальной практики, научила их к имитации и симуляции учебного процесса, более того, отсутствие механизмов принуждения молодого человека к деятельности окончательно превращает образовательное учреждение в институт «обучения ничего неделания». Сколько лет понадобилось учительскому корпусу чтобы добиться от компетентных органов запретить телефоны на занятиях. Вопрос не риторический, но решение явно запоздало, время упущено.

Студенты очно-заочного и заочного отделения более привлекательны в плане доступности и рефлексии. Это объясняется наличием базового жизненного предметно-практического опыта профессиональной, семейной и управленческой деятельности. Большинство из них понимает, что они сами вершат свою судьбу, и если не прослушают курсы отдельной дисциплины, формально не относящейся к их профессии и специальности, то впоследствии приведёт к деформации единой и цельной картины мира. К тому же они полностью осознают, что в этом мире нет и не может быть закрытых тем, некоего скрытого. Видимо, поэтому они наиболее активны в поиске эффективных статусов и ролей, при этом в высокой степени критично относятся к себе как источнику ошибочных решений и действий.

Для преподавателя часто важен момент, когда они высказывают глубокие суждения из профессиональной деятельности и из духовной области воспроизводства и базовых конструкций ценностей и ценностных ориентаций. Мыслят они плюралистично, не отдавая предпочтения одной парадигме, получаемые знания, навыки, потерны они тут же претворяют в предметную деятельность, тем самым самостоятельно верифицируя их. Но с ними не общаются очные студенты, они чисто организационно разъединены и не могут встретиться. Те немногочисленные контакты для заочников оказываются полным откровением, во-первых, они не понимают, как можно не учить и не учиться в таких благоприятных условиях. Девиантов они рассматривают как «пустые» личности, не имеющих целей достижения и преодоления.

Обнародование результатов исследования оказало на студентов самое благоприятное воздействие. Одни стали себя идентично идентифицировать с установленными социальными статусами и ролями, а другие высказались весьма самокритично, обещав себе и преподавателям перепрограммироваться на позитивные модели поведения. Никто не остался равнодушным. Представленных результатах каждый узнал часть своего «Я». К тому же, были сделаны следующие дополнения, во-первых выявлено группа волонтеров. Они сами устанавливают себе правила: «раз я участвую в волонтерском мероприятии, то это автоматически меня освобождает от посещения академических занятий и дает гарантию автоматической моей аттестации».

Так же было обращено внимание на немногочисленную и сплоченную группу молодых людей призывного возраста вдруг внезапно и неожиданно для себя решивших получить высшее образование на очном и очно-заочном отделении. К сожалению, они сами себя рассматривают как временные статисты в образовательном учреждении. Единственный эффективной стратегией для них выступает «обед молчания».

Своеобразной изюминкой стало логистическая составляющая выбора места обучения: студенты северных районов в основном выбирают Уфу, но не Ижевск, который значительно ближе к ним в следствие несовершенства логистической развязки. Именно это обстоятельство вызвало значительный интерес к изучению географии республики.

Таким образом, подводя итоги исследования, отметим, что оно основывалось на уфимской социологической школе в лице Файзуллина Ф.С., Хилажевой Г.Ф., Лукьянова А.В. и Валиахметова Р.М. Мы основывались на их работах и методологии научного поиска.

доцент кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин
Башкирского кооперативного института (филиала) 
И.З. Самситдинов

Возврат к списку